Психотерапевтические аспекты контактной импровизации

Потанцуем?

Вообще-то контактная импровизация - это такой современный танец. Однако этот танец довольно специфичен: например, в нем нет придуманных кем-то последовательностей движений, и даже движения не регламентированы. Он состоит из импровизации, и тем самым отличается от других танцев.

И благодаря этому своему свойству, и тому, что в процессе импровизации партнеры все время сохраняют контакт, контактная импровизация может рассматриваться как одно из направлений танцевально-двигательной терапии.

Я попробовал сформулировать и собрать в одной заметке некоторые из психотерапевтических аспектов ее воздействия.

  • Способность преимущественно чувствовать, ощущать себя, в противовес привычным представлениям об ощущениях. Часто человек знает о том, что он ощущает, но не переживает эти ощущения. Регулярные телесно-ориентированные практики, в частности, контактная импровизация – один из способов «вернуться в тело». (Попробуйте почувствовать, скажем, свой нос. Ощутить, как воздух при вдохе входит в нос, и как выходит при выдохе. Обратите внимание, где в пространстве вы ощущаете при этом свой нос. Если он где угодно, но не прямо тут, на лице, если вы видите себя как бы со стороны – то вы представляете себе ощущения, но не переживаете их.)
  • Навык слышать (чувствовать) одновременно и себя, и партнера в процессе контакта. Это означает, что партнеры могут находиться в конструктивном диалоге, в контакте друг с другом, сохраняя контакт с собой. Слово «партнеры» здесь очень подходит, выражая смысл такого осознанного контакта.
  • Способность находиться в длительном осознанном контакте. Обычно человек, непривычный к концентрации внимания на том, что происходит с ним и с партнером в контакте, быстро от такого контакта устает. Устав же, выпадает из контакта.
  • Навык выделять свои собственные желания, осознавать их. В процессе контакта партнеры приносят в пространство контакта множество импульсов, и реагируют на них. Практика контактной импровизации помогает выделить среди этих импульсов те, что созданы партнером, те, что являются реакцией на партнера, те, что проявляют текущее состояние, те, что рождены в точка контакта…
  • Навык реализовывать свои импульсы, желания. Осознав свое желание, способен ли контактер проявить его для своего партнера? Тут будут играть роль доверие к партнеру, способность лидировать, брать на себя ответственность,.
  • Навык принимать проявления партнера, и способность сохранять контакт. Если партнер делает что-то, что для вас неприятно – как вы сообщите ему об этом? Сохраните ли вы контакт? И другая сторона: способны ли вы выйти из контакта, который вам неприятен?
  • Способность доверять партнеру. Доверие тут – это способность положиться на партнера в буквальном и переносном смысле: всевозможные поддержки, передача веса партнеру, движение с закрытыми глазами… Забота о безопасности – это также дело обеих партнеров.
    Однако доверие не означает безответственности. Каждый в паре заботится о собственной безопасности, даже если партнер держит его на руках.
  • Освоение своего тела. Контактная импровизация – это постоянный телесный контакт. Он может быть тесным или свободным – но без контакта этот танец не состоится. Контакт будет качественным, если тело способно выразить, передать желания, и способно принять выражение желаний партнера.
    Пластика, равновесие, опорность, искренность, доверие своему телу и телу партнера – все это нарабатывается в процессе практики контактной импровизации.

Спасибо, что делитесь!

Еще по теме

Пора?

Вы можете записаться ко мне на тренинг или психологическую консультацию – личную или онлайн.