Сидели мы на днях со товарищи у камина, и, потанцевавши на травке, много говорили о контактной импровизации. Кое-что из этого я постараюсь сформулировать тут.
Базово, каждый из нас есть носитель своего собственного "языка бытия". Каждый из нас живет свою жизнь уникальным для него способом, выражая себя как может.
Когда мы приходим учиться какому-нибудь социальному танцу (например), мы осваиваем способ выражения себя через движения этого танца, и способы контакта с другими через этот танец. То есть шаги, связки, музыка, движения танца и т.п. - можно назвать языком этого танца. Сначала мы можем только что-то сильно простое, типа "ма-ма". Потом сложнее, потом еще сложнее, и где-то там можно уже даже начать шутить шутки или говорить что-то философское.
То есть мы научаемся переводить со своего собственного языка на "иностранный" язык этого танца. И таким образом мы можем понимать друг друга, общаясь на языке этого танца. Что клёво!
Попутно есть шансы лучше узнать свой язык. Пример: в танце есть вот такое движение, я пробую его сделать и понимаю, что мое тело так не умеет. Мне приходится учиться ощущать в теле нужные мышцы, выстраивать новые нейронные связи для управления ими, и тем самым улучшать свой собственный язык.
Когда мы приходим учиться контактной импровизации (КИ), нам предлагается сразу говорить на своем собственном языке. Типа, вот есть у вас движение веса, через него и контачьте. Ну, как хотите, так и контачьте. Только не поубивайте друг друга)
То есть в КИ нет специального "иностранного" языка контакта, который можно выучить, и стать понятным для всех носителей этого языка.
Но! Приходится учиться делать свой собственный язык более ясным и понятным для "иностранца". И учиться слушать "иностранный" язык, чтобы хоть как-то понимать партнера. И вот это выстраивание новых нейронных связей, и обнаружение неизвестных мышц и костей в собственном теле, и способов движения - оно, как мне кажется, происходит интенсивнее и шире, чем в "нормальных социальных танцах". Но это не точно))
И если иметь задачу познать себя, как-то лучше социализироваться в обществе, то КИ на первый взгляд кажется более прямым путем: нет промежуточного инструмента в виде рамок, заданных танцем. Оно, пожалуй, действительно так, но путь этот сложнее - как раз из-за отсутствия этих рамок. Слишком много свободы, а это сильно усложняет выборы в моменте. И некоторые особенности контакта, которые быстро становятся очевидны при столкновении с рамками «нормального социального танца», в КИ вполне можно обходить годами, как и в жизни. Поэтому, наверное, хорошо бы совмещать КИ и «нормальные» танцы.