На днях я вернулся с10-дневного курса медитации випассаны в традиции, которую преподает Гоенка. Эту заметку я пишу, чтобы собрать-структурировать полученный опыт, ну и поделиться им заодно.
Сама техника медитации очень простая: наблюдать дыхание или ощущения в теле. Направлена, насколько я понял, на тренировку состояния уравновешенного ума, и в таком состоянии наблюдение за ощущениями. В лекциях говорится, что таким образом выходят все санкары, живущие в теле. Я не очень понял, что такое санкары. Сначала думал, что это мышечные зажимы и эмоциональные блоки, но под конец начал сомневаться. В теле действительно что-то происходит: вибрации, жар, холод, боли…
Условия
На курсе было около ста человек, примерно поровну мужчин и женщин. Жили мы в теплых корпусах пионерлагеря под Сысертью (Свердловская область). Условия проживания вполне сносные: корпуса отапливаются, туалет в корпусе, горячая вода, в комнате 3-4 человека, душ в наличии, хоть и вне корпусов. Правда, отопления не хватает для комфортной мне температуры, я мерз. Грелся в душе :)
Кормят вполне приемлемо. Пища простая, вегетарианская, ее достаточно много.
Организация курса на высоте: все четко, слаженно, продуманно даже в мелочах, и это приятно удивляло меня в течение всего курса.
Речи Учителя Гоенки даются в записи, говорит он по-английски, потом приятный женский голос повторяет по-русски почти дословно.
На курсе присутствовал старший помощник самого главного Учителя Йорган Стовассер. Говорит по-английски, для мужчин и для женщин отдельные переводчики. Европеец и, по моим ощущениям, более адекватный дядька, чем Гоенка. В самом начале произвел на меня впечатление строгого, даже сурового школьного учителя, потом оказался весьма доброжелательным и терпеливым дядькой.
Особые условия
Особым был режим дня (и питания), и специальные требования к поведению студентов, так называемый кодекс дисциплины. Насколько я понимаю, он максимально приближен к подобным условиям в буддийских монастырях. Все это подробно расписано на сайте випасаны, я повторяться тут не буду. Обратите внимание на количество часов для медитации! В обычно жизни я б никогда себе столько не выделил :)
В зале для медитаций веет востоком: студенты сидят каждый в своем квадрате метр на метр, лицом к учителю. Учитель на возвышении. Перед ним здоровый кусок белой ткани для тех, кто пришел задать вопрос. Поворачиваться спиной к учителю нельзя. И сидеть, вытянув в его сторону ноги – тоже. Не знаю, почему :)
Медитации сопровождаются наставлениями Гоенки, щедро приправленными буддийским мировоззрением, расхваливанием учения Даммы, и индийскими песнопениями. В конце каждой общей медитации Гоенка трижды желает (на индийском) щастья всем существам, а студентам положено так же трижды соглашаться вслух. Продвинутые студенты еще и кланяются.
Польза
Я ехал за несколькими вещами. Во-первых, я хотел научиться медитировать. До этого я никогда не медитировал, а любопытство было. Во-вторых, медитация посвящена вниманию к своему телу, а мне очень интересно получше наладить контакт с телом и ощущениями (и как практикующему психологу, и как человеку, стремящемуся к более богатой на ощущения жизни).
Я получил заметный опыт медитации и сосредоточения. Чуда, конечно, не произошло, но ощущать себя я стал лучше, и я замечал это в течение всего курса и после него. 9-дневное молчание тоже пошло мне на пользу: я давно стремился побыть с самим собой, не отвлекаясь на всякие внешние обстоятельства. За время курса, пытаясь сосредоточиться на медитации и отодвинуть в сторону внутренний диалог, я придумал несколько клевых идей для своей практики :)
Практика здорово помогает оказаться в здесь-и-сейчас. Мне также удалось потренироваться в принятии и отпускании, и даже на какое-то время отключать привычный контроль, попадая в позицию просто-наблюдателя.
Подтянул слегка свой английский, даже умудрился задать пару вопросов Учителю.
Вернувшись домой после курса, я заметил, что стал спокойнее.
И это, пожалуй, все.
Минусы
Да, есть и минусы. Самым большим минусом для меня была религиозность этого мероприятия. Учение Даммы – это буддийское учение, и Гоенка каждый вечер в течение часа читает проповедь о том, как универсально, чудесно, полезно и спасительно это учение, созданное Буддой и сохраненное в чистоте монахами Бирмы в течение 2500 лет. О технике самой практики он говорит от силы 10% времени. Говорит непонятным для меня языком, и мне стоило изрядных усилий приложить к практике медитации то, о чем он вещает в эти 10% времени. Я на это злюсь, что дополнительно мешает сосредоточиться на медитации (а мне и без того сложно это делать).
Пока слушаю проповедь, отмечаю несоответствие проповедуемого и фактически делаемого Гоенкой: проповеди в расписании курса названы беседами (даже не лекциями), а это нарушение одного из законов Шилы «не лги». Забавно было слушать в последней лекции-проповеди слова про благодарность учителю: будете посылать лучи любви всем живим существам – пошлите и мне специальный луч :) И это после ежедневных проповедей о том, что нужно распространять учение, ничего не требуя взамен :)
Фактически, Гоенка использует завлекалку о нерелигиозности випассаны для вовлечения людей в следование учению Даммы, распространение учения Даммы. Очень похоже на сетевую структуру. Поэтому, когда пришло время сдавать пожертвования, я не дал ни копейки: не хочу способствовать распространению этого учения, несмотря на пользу от самой техники медитации. И повторно не поеду. Лучше уж 10 дней просто побыть на природе, или сходить на телесный тренинг – за 10 дней пользы будет больше, я думаю.
Комментарии
Спасибо!!!
Спасибо за рассказ, именно то, что нужно, без воды!
Пожалуйста, Татьяна :)
Пожалуйста, Татьяна :)