Статьи и заметки психолога

Про заботу и безжалостность

Интересные штуки иногда рулят нашими внутренними выборами. Иногда выбрать случается между жалостью и жалостью.

Эта заметка родилась из работы с клиентом. Чтобы не выносить проблематику клиента из кабинета, я придумал пример. Надеюсь, за его бытовой простотой вы заметите более сложные выборы...

Скажем, я хочу вкусняшку. Вкусняшка - в магазине. В магазин за вкусняшкой надо идти, а то и ехать. А снаружи - мгла, хтонь, мокреть, мороз... А  вкусняшку хочется. Жаль гнать себя в наружу за вкусняшкой. И оставлять себя без вкусняшки - тоже жаль. Какая из жалей победит?..

Усилие и насилие: в чем разница?

Я, конечно, про усилие и насилие над собой. Разница довольно тонкая, но она есть. Сейчас я ее формулирую так: усилие идет изнутри, а насилие – снаружи.

Усилие – собой, а насилие – над собой.

Усилие – из "я хочу", а насилие – из "так надо".

Хочу, но не делаю

"Не делаешь? Значит, не хочешь!" Знакомая точка зрения? Я бы даже с ней согласился, но есть нюансы.

Предположим, я хочу мороженого. Прямо мечтаю, как я бы сейчас запустил ложку в пломбирную гущу, и как бы она таяла на языке... Мммм! Но. Мороженого в холодильнике нет, надо идти за ним в магазин. В моем случае идти надо пару километров в одну сторону. И я неосознанно взвешиваю внутри себя: стоит ли мороженка этой прогулки? Пожалуй, моя мотивация болтается где-то около нуля... И я ни за каким мороженым не иду. Хотя все еще его хочу!

Мотивация и двойные послания

Возьмем простой пример. Очень маленькая, только созданная компания. Руководитель принимает на техническую должность сотрудника, обещая ему работу не только техническую, но и дополнительную нагрузку - работу по развитию компании. То есть выделяет его, делая практически партнером, человеком, принимающим решения, имеющим право влиять на то, что и как делает компания.

Как двигать организацию вперед?

Иерархические организации напоминают слоеный пирог: слои работников и начальства почти не смешиваются. Взаимодействие, коммуникация между слоями - очень скудная, и инициатива идет в основном сверху вниз. И в кризис это означает, что начальству приходится не только искать пути приспособления к изменившемуся миру, но и принуждать работников к изменениям – через вот этот узкий и практически односторонний канал связи.

Мотивация и развитие

Вынесу сюда один свой комментарий.
Мне нравится идея, что мотивация рождается в момент развития, выхода за какую-то свою границу. И мотивирует именно это ощущение, а не то, ради какого БМВ человек за эту границу вышел. Само раздвижение границ и рождает мотивацию. Надеюсь, был понятен.

Спасибо, что делитесь!